МБОУ "СОШ с. Привольное"
село Привольное
  • ВП "Навигаторы детства"

    Советник директора по воспитанию и работе с детскими объединениями сегодня является тем самым звеном, которое способно установить надежную связь между школьниками и педагогами. Роль советника заключается в организации современного воспитательного процесса в школе с точки зрения развития деятельности детских и молодежных общественных объединений, трансляции федеральной и региональной повестки по основным мероприятиям и конкурсам, помощи в реализации инициатив учеников, увеличении охвата школьников, принимающих участие в интересных им событиях, точечной работе по профилактике негативных явлений в детской и молодежной среде, трансляции лучших практик и примеров наставничества.    

    Кто такой советник?



    Цель советника я бы определила как модернизацию воспитательной среды в школе. 
    1.    Советник – это специалист, который помогает директору «настроить» воспитательную работу в рамках рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы. 
    2.    Советник ликвидирует кадровые дефициты. Лишь в немногих школах полностью укомплектован штат педагогов, занимающихся воспитанием детей. Заместитель по ВР это административная должность, а непосредственно практическая работа по воспитанию ложится на плечи педагога-организатора, старшего вожатого, но эти должности есть далеко не в каждой школе. Советник – тот практик, который «закрывает» недостающий штат. 
    3.    Носитель и прямой проводник федеральной повестки. Гармонично интегрирует яркие федеральные проекты в воспитательные программы школы. Обладает оперативной информацией о разнообразии проектов и программ, реализуемых в данный момент времени, активно использует эту информацию в работе со школьными коллективами,  (ШВР, педагоги, дети, родители).
    4.    Выявляет, анализирует и распространяет лучшие инициативы, модели и практики из опыта реализации воспитательной работы в своей школе. Не разрушает и строит заново, а лишь модернизирует, опираясь на актуальную повестку и наполняя смыслами и учитывая ценностный ряд.
    5.    Анализирует контент проводимых в школе событий в рамках действующей программы воспитания. Анализирует на предмет определенных Стратегией образования ценностей и смыслов, при необходимости выносит предложения о модернизации/оптимизации того или иного мероприятия (события). 
    6.    Вносит воспитательный компонент и наполняет смыслами работу каждой школьной секции – даже той, которая формирует довольно узкие навыки. Например, шахматный клуб, который обучает детей игре в шахматы (формирует навык игры, тренирует системное мышление). Советник может предложить внести в него модуль по изучению истории шахмат в России. Биографии знаменитых игроков, просмотр фильмов, чтение книг, изучение знаменитых шахматных партий советских и российских шахматистов. Таким образом, у детей, кроме навыка игры, формируется чувство причастности к шахматному сообществу страны, появляются авторитеты, ребенок осознает и чувствует свои «корни» и понимает, почему именно в России такая сильная шахматная база. Такой воспитательный компонент с опорой на историю, традиции, ценности нашего государства по аналогии включается в каждый кружок, секцию, многие уроки и в каждое мероприятие, проводимое в рамках воспитательной программы в школе. 
    7.    Информационный источник различных возможностей:
    - На постоянной основе широко владеет информацией об актуальных проектах и программах, реализуемых  на федеральном, региональном муниципальном и школьном уровнях. Обладает хорошей «насмотренностью» в этом направлении, ориентируется в актуальной повестке.
    - Навигатор околошкольного досуга. Анализирует и эффективно использует ресурсную базу школы и муниципального района (во взаимодействии с директором и муниципальным координатором) – различные клубы, секции, общественные организации Это позволяет советнику быстро предложить точный вектор развития каждому ребенку в тот момент, когда ему это нужно. -, 
    8.    Вовлекает в событийную жизнь школы тех детей, которые обычно «отсиживаются», стесняются проявить себя, прячутся за активными детьми.  Опираясь на  актив школы, как на команду помощников, организаторов событий, выстраивает систему преемственности, когда активные дети «заражают» своим энтузиазмом тех, кто поскромнее, менее замотивирован. В этом аспекте активно использует принцип наставничества и принцип «равный - равному».
    9.    Является тем педагогом, которому дети безусловно доверяют. Старшим другом, наставником. Тем, кому можно доверить свои чувства, желания, мечты и секреты, не опасаясь за их сохранность.
    10.    Работает с активом родителей. Привлекает «ресурсных» родителей к воспитательной работе. Планирует вместе с ними мероприятия, вовлекает родителей в жизнь школы – и как соорганизаторов, и как полноценную орг. группу. Абсолютно каждый родитель может поделиться с детьми своими знаниями умениями, рассказать про интересное хобби, про свою профессию, опыт путешествий, кулинарный талант  и т. д… Именно эти сильные интересные стороны родителей можно эффективно использовать в работе как с классом, так и на уровне школы. 
    11.    Системно занимается позиционированием своей школы. Отвечает за информационное сопровождение воспитательной деятельности в школе, за наполнение социальных сетей (работая в тесном взаимодействии с медиацентром школы), освещая событийную жизнь общеобразовательной организации, тем самым, информируя родителей о том, как реализуется воспитательная программа. Цель – сформировать у родительской общественности понимание важности и приоритета воспитательного процесса в данной школе.

    Всероссийский конкурс «Навигаторы детства 3.0»
    Всероссийский проект «Навигаторы детства» расширяет границы и географию. Сегодня в проект включены 49 субъектов Российской Федерации, а уже с нового учебного года советники директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями появятся во всех регионах нашей страны.
    Всероссийский проект «Навигаторы детства» реализуется Министерством просвещения РФ второй учебный год подряд в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование». Основная цель – подготовка специалистов новой формации в области воспитания и их последующее включение в работу общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях. Оператором проекта выступает Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский детско-юношеский центр».  
    Миссия советника директора по воспитанию – развитие воспитательной среды, которая открывает возможности для поддержки инициатив детей и взрослых. Таким образом, ключевые задачи деятельности советников – выявление интересов, запросов и потребностей детей, родителей и педагогов; развитие и консолидация родительского, педагогического и детского сообществ; создание условий для поддержки детских и молодежных инициатив через проекты и программы детских общественных объединений и организаций и вовлечение детей с девиантными формами поведения в социально-полезную деятельность.
    Советники директоров по воспитанию стали проводниками для многих новых и важных проектов – программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России», проектов по ученическому самоуправлению. При участии советников директоров по воспитанию сегодня в каждой школе успешно реализуется цикл классных часов «Разговоры о важном», направленных на формирование у обучающихся гражданственности, уважения к государственным институтам и обществу, принятие традиционных российских ценностей, В образовательных организациях еженедельно проводятся церемонии поднятия флага и исполнения гимна Российской Федерации.  Деятельность советников директоров в рамках гражданско-патриотического направления воспитательной работы неразрывно связана с организацией добровольческих акций, в которые включился каждый регион нашей страны. Также важнейшим воспитательным компонентом выступает вовлечение обучающихся в деятельность детских общественных объединений, в первую очередь – Российского движения детей и молодежи «Движение Первых». Советники директоров по воспитанию активно поддерживают молодую организацию, помогая школам открывать первичные отделения РДДМ и реализовывать совместные мероприятия и проекты на муниципальном и региональном уровнях.
     «Мы видим, как изменилась школьная жизнь с приходом советников директоров по воспитанию и стартом проекта «Навигаторы детства». Меняется сама атмосфера в школе – ребята с удовольствием посещают секции и кружки, участвуют во внеурочных мероприятиях. Все это, конечно, позволяет раскрывать способности и таланты школьников, воспитывать их достойными гражданами нашей страны. Важно и то, что советники директоров по воспитанию активно участвуют в создании первичных отделений Российского движения детей и молодежи «Движение Первых», – прокомментировал значение проекта Министр просвещения РФ Сергей Кравцов.
    27 марта 2023 года стартует Всероссийский конкурс «Навигаторы детства 3.0», в ходе которого будет подготовлен новый резерв будущих советников директоров по воспитанию ещё для 40 присоединившихся к проекту регионов нашей страны.
    Напомним, что в 2021 году в конкурсе «Навигаторы детства» приняли участие 6 307 человек из 10 пилотных регионов. В первый резерв специалистов вошли более 3 000 человек, а 2 219 советников директоров приступили к работе в Ставропольском крае, Брянской, Вологодской, Калининградской, Нижегородской, Омской, Сахалинской, Тюменской, Челябинской областях и городе Севастополе.
    Пилотные регионы стали наставниками ещё для 35 субъектов Российской Федерации, которые присоединились к проекту в 2022 году. В конкурсе «Навигаторы детства 2.0» приняли участие более 45 000 человек.
    Начиная с января 2023 года должность советника директора по воспитанию появилась в 472 школах Луганской и Донецкой Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей. Наставниками для этих субъектов стали Ростовская область и город Севастополь. Сегодня в 49 регионах страны более 22 000 советников директоров реализуют идеи новой философии воспитания. В 2023 году конкурс пройдет уже во всех 89 субъектах Российской Федерации.
    Конкурсанты проходят обучение в МДЦ «Артек», участвуют в семинарах и форумах, в ходе которых обмениваются опытом и получают новые знания. В 2023 году была сформирована новая экосистема образовательных площадок, к которой, помимо МДЦ «Артек», присоединились ВДЦ «Океан», Центр Знаний «Машук», а также 11 педагогических вузов.
    Всероссийский детский центр «Океан» и Международный детский центр «Артек» активно поддерживают проект «Навигаторы детства» в рамках программ повышения квалификации специалистов, реализующих федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», включая советников директоров по воспитанию, муниципальных координаторов, команды образовательных организаций в составе руководителей, заместителей директоров по воспитательной работе.
    «Всероссийский Конкурс «Навигаторы детства» стал отправной точкой для формирования в нашей стране института наставничества в лице советников директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Я уверен, что созидательный труд наших советников, истинных проводников новой философии воспитания, станет одним из основополагающих элементов современного российского воспитания», – отметил директор ФГБУ «Росдетцентр» Александр Кудряшов.
    Для участия в конкурсе необходимо пройти регистрацию на платформе навигаторыдетства.рф. Далее нужно предоставить информацию о профессиональных достижениях, ссылки на авторские разработки по воспитанию, рекомендательное письмо руководителя образовательной организации и пройти тестирование по вопросам правовых, психолого-педагогических и управленческих компетентностей.
    После оценки работ экспертами на сайте навигаторыдетства.рф опубликуют списки победителей, из которых будет сформирован новый резерв, который по прогнозам  составит в этом году более 30 000 специалистов. Далее конкурсантов ждёт индивидуальное собеседование, после которого успешные кандидаты пройдут повышение квалификации и будут трудоустроены.

    Информационная справка:
    Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский детско-юношеский центр», подведомственное учреждение Министерства просвещения Российской Федерации, создано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 536 и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2016 г. № 746-р. Основной целью учреждения является обеспечение взаимодействия его представителей, действующих во всех субъектах Российской Федерации, с Общероссийским общественно-государственным движением детей и молодежи “Движение Первых”, Министерством просвещения Российской Федерации, Федеральным агентством по делам молодежи, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. В рамках национального проекта «Образование» федеральных проектов «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», «Развитие системы поддержки молодежи», «Социальная активность» в ведении ФГБУ «Росдетцентр» находится реализация проектов «Навигаторы детства», «Лига вожатых», «Орлята России» и «Добро не уходит на каникулы».
     

    ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ, ИНТЕГРИРУЕМЫЕ В РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

    РДШ   https://рдш.рф/competition
    Большая перемена     https://bolshayaperemena.online/
    Юнармия    https://yunarmy.ru/projects/
    Росмолодёжь   https://fadm.gov.ru/

    Все эти проекты, акции, дни единых действий имеют федеральный уровень, соответствуют государственной политике воспитания, интегрируются в Программу воспитания школы.

    Ссылки на социальные сети:

    Министерство просвещения Российской Федерации
    Навигаторы детства Новая философия воспитания
    ПРОГРАММА «ОРЛЯТА РОССИИ».
    Российское движение школьников | РДШ

    Нормативные документы советника

    Найдено: 7

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie